Покупая на рынке лампочки для фар, смотрите в оба!
Перегоревшая лампа в фаре автомобиля считается той неисправностью, от которой не застрахован водитель любого автомобиля. По простоте работы замену этого элемента можно сравнить со сменой колеса. Подавляющее большинство шоферов предпочитает выбирать лампочки на рынке, но в этом случае есть шанс нарваться на подделку. Под видом качественной продукции вам могут всучить "фальшак", который перегорит через день. Прежде всего "теневых" дельцов привлекают импортные изделия, хотя и среди российских осветительных устройств также можно встретить "туфту".
Производством лампочек для автомобилей сегодня занимаются десятки именитых фирм, среди которых хотелось бы отметить Philips (Голландия), Narva, Hella, Ocram (Германия), Tesla (Чехия), Tungsram и General Electric (Венгрия). Прежде чем отправиться за покупкой, нужно определиться с выбором. По своему назначению автомобильные лампы делятся на несколько категорий (габаритные огни, внутрисалонное освещение, фары головного света и т.д.), а их номинальное напряжение составляет 6, 12 и 24 В. Практически все фары головного света современных автомобилей комплектуются двухнитевыми галогенными лампами категории H4, которые чаще всего оказываются "под прицелом" различных дельцов.
Почему погасла фара?
Для того чтобы не купить "липу", нужно хорошо разбираться в конструкции автомобильных лампочек и их классификации. Привычные нам лампы накаливания, как известно, сгодятся разве что для "Запорожцев". Почти 20 лет все солидные автопроизводители используют галогенные лампы, у которых колба из жаростойкого кварцевого стекла заполняется смесью специальных газов (чаще всего йодистых или бромистых соединений). При этом спираль нагревается до 2700-3000 градусов, ее световой поток в 1,5-2 раза выше по сравнению с обычными лампочками накаливания, а срок службы качественной "галогенки" превышает 450-500 часов.
Прилавки киосков и рыночные "развалы" сегодня нередко завалены "муляжами" в ярких коробочках, которые не имеют ничего общего с фирменными "галогенками" и лишь внешне похожи на них. Подобного рода изделия изготавливают из обычного стекла, они не имеют в колбе галогенного наполнения, не проходят обязательного процесса постепенного раскаливания. Довольно часто в колбе фальшивок отсутствует вакуум, что делает такие "изделия" опасными для использования в автомобильной оптике. Подделки плохо освещают дорогу в режиме ближнего и дальнего света, а через 2-3 дня нити этих ламп оплавляются и перегорают.
Последним "писком" автомобильной моды считаются газоразрядные лампы с ярким голубым светом (так называемая "сварка"), на которые тоже "положили глаз" разного рода дельцы. По сравнению с традиционными галогенными лампами качественные "ксенонки" имеют массу преимуществ. Поток света ксеноновых фар в два раза мощнее по сравнению с "галогенками", они шире и равномернее освещают проезжую часть, а спектр излучения "ксенонок" близок к солнечному свету. При использовании оригинальных ламп водитель лучше ориентируется в темноте и меньше устает, тогда как ксеноновый "фальшак" может привести к аварии.
Азиатские "галогенки"
Поддельные галогенные лампочки чаще всего поступают на авторынки СНГ из стран Юго-Восточной Азии, иногда их пакуют в коробочки с марками уважаемых производителей. Подобная участь недавно постигла известную немецкую компанию Narva Speciallampen GmbH., которая уже несколько лет выпускает "галогенки" в яркой упаковке желто-черного цвета. Подделки обычно фасуют в старые коробочки фиолетового цвета с сеткой, их можно распознать также по низкому качеству полиграфии. По сравнению с оригинальными лампами Narva изделия "теневых" дельцов имеют светоотдачу в 3-5 раз меньше, спираль у фальшивок более тонкая, цоколь кривоватый, на стекле можно заметить дефекты.
Десятки коробочек с "громкими" надписями типа Super Light, General Light, Centrum Light, Japan Type, Germany Quality, Euro Standart и им подобными сегодня буквально заполонили авторынки, но качество этих лампочек вызывает подозрения. При покупке учтите, что хорошая галогенная лампа типа H4 стоит на заводах-производителях в Европе как минимум 1-1,5 доллара за штуку. Прибавьте сюда накладные расходы, торговую наценку, и в результате получится розничная цена не менее 2-2,5 у.е. Для сравнения, "галогенки" азиатского происхождения на рынках реализуют за 1-1,2 доллара, а о гарантии в большинстве случаев речи не идет.
Продукция известных зарубежных фирм имеет лишь 4-7 случаев брака на миллион изделий, а каждая лампочка проходит проверку минимум по 14-ти параметрам. По сравнению с "буржуйскими" лампами качество "галогенок" уфимского, саранского и сердобского заводов несколько ниже, хотя какая-то часть ламп российского производства также изготавливается подпольно и не проходит выходной контроль. Процент брака в таких "теневых" партиях может быть намного выше, чем в официальных. При этом надписи на корпусе фирменных ламп нанесены по специальной технологии, а в случае с подделками применяется краска или метод штамповки.
Мощный обман
Правила дорожного движения допускают использование в фарах головного света лампочек мощностью не более 60 Вт, на эту же величину рассчитана электрика и оптика автомобиля. Производители "левых" ламп сознательно повышают их мощность, но светоотдача фальшивок в режиме дальнего и, особенно, ближнего света все равно уступает оригинальным изделиям в 3-5 раз. При использовании мощных "галогенок" перегружается генератор, нагревается электропроводка, подгорают контакты, оплавляются клеммы и изоляция, ускоренно разрушается и осыпается отражатель. После попадания воды на нагретое стекло фары она может треснуть и разрушиться.
Приобретая "галогенку" мощностью 7-100 Вт, вы к тому же рискуете ослепить едущего навстречу водителя и попасть в аварию. Поэтому лучше не экономить и отдавать предпочтение лампочкам стандартной мощности. Производители качественных изделий обязательно размещают на упаковке массу полезной информации для водителя (индивидуальный номер по каталогу, тип и разновидность лампы, номинальное напряжение и мощность, размер цоколя и проч.), тогда как "левый" товар зачастую лишен этой маркировки. При установке "неправильной" лампы учтите, что этим вы нарушите светораспределение и сделаете невозможным регулировку лампы.
Применение пластмассовых защитных колпаков, которые также поступают на авторынки СНГ из стран "третьего мира", существенно нарушает условия эксплуатации фар. Дело в том, что стойкость пластмасс намного ниже, чем у стекла, они быстро теряют прозрачность. Даже новые цветные колпаки уменьшают силу света до 50%, а закрытый подобным колпаком указатель поворота в блок-фаре становится трудноразличимым. При использовании таких защитных изделий ухудшается охлаждение фар, что может вызвать оплавление колб ламп и растрескивание стеклянных рассеивателей от резкого перепада температур.
Поддельные "ксенонки"
Первые ксеноновые лампы для автомобилей появились на мировом рынке в 1993 году, ими начали оборудовать топ-модели автомобилей марок "БМВ", "Мерседес-Бенц", "Ауди" и "Лексус". Преимущества "ксенонок" очевидны: они долговечны, не боятся вибраций, а излучаемая ими энергия света в 3 раза больше, чем у галогеновых фар. Принцип работы ксенонового "солнца" заключается в свечении дугового разряда между электродами, эта аппаратура очень дорогая. Поэтому "ксенонки" устанавливают в основном на престижные марки автомобилей, а недавно на авторынках появился "лжексенон" для "Жигулей", "Волг" и подержанных иномарок. Покупатели "клюнули" на новинку, но оказались обманутыми.
Под видом настоящих "ксенонок" водителям нередко пытаются всучить лампочки с колбой синего или голубого цвета, не имеющие ничего общего с настоящими газоразрядными изделиями. Подделка рассчитана исключительно на простаков, стремящихся "пощеголять" престижными фарами. Для получения необходимого светового потока "лжексенонки" делают более мощными (100-180 Вт), из-за чего могут возникнуть серьезные проблемы с электрооборудованием. Применение "левых" ламп наподобие газоразрядных ксеноновых может даже снизить полезную световую мощность фар и контрастность освещения за счет сужения цветового спектра.
Довольно часто "лжексеноновые" лампы азиатского производства продают в привлекательных коробочках с надписями Plazma Zenon или Plazma Xenon по смехотворной цене не более 3,5-5 тысяч, пытаясь тем самым выдать желаемое за действительное. Подлинные газоразрядные лампы с индексом D1 имеют мощность 35-60 Вт, не слепят встречных водителей за счет четкой концентрации светового потока, не греются и имеют значительный ресурс эксплуатации (от 1500 часов), тогда как "лжексенонки" имеют тусклое голубое свечение, плохо освещают дорогу, способны быстро перегореть.
Послесловие
Дабы не попасть впросак во время установки лампы, нужно знать еще некоторые тонкости. При ее замене не стоит прикасаться к колбе. Пятна, остающиеся на поверхности, при нагревании замутняют колбу и нарушают равномерность ее охлаждения, что приводит к перегреву лампы и выходу ее из строя. После замены желательно восстановить предусмотренную конструкцией герметичность фары. Проникающая внутрь влага может нарушить покрытие отражателя.
Александр ГРАДЮШКО