оптовая база автозапчастей
343/ 217-99-08 розница
343/ 216-11-73 опт

Автомобильный музей в Верхней Пышме

22-05-2018
Музей различных технических редкостей, созданный УГМК в В. Пышме, известен далеко за пределами региона — в первую очередь, по причине радующей душу всякого поклонника самодвижущегося железа масштабности. Автомобильная экспозиция была и остается неотъемлемой его частью, но около недели назад она перешла на новый уровень, превратившись в самостоятельный музей. И, думается, вряд ли в России этой выставке найдется сопоставимый аналог: в отличие от большинства подобных коллекций в нашей стране, за этим музеем стоят не отдельные, пусть и фанатично преданные автомобильной истории личности, но целая корпорация. Специально для автомобильного музея на территории, отведенной под экспозицию, было выстроено масштабное четырехэтажное здание с достаточно вместительной гостевой парковкой по соседству. На момент моего посещения она еще не функционировала, поэтому парковаться пришлось чуть ли не за километр, но мне пообещали, что шлагбаум для гостей откроют буквально со дня на день. И это, пожалуй, единственное обстоятельство, которое могло подпортить ощущения от посещения музея, в целом близкие к восторгу. От масштабов экспозиции без преувеличения захватывает дух. По разным оценкам, фонды этой коллекции насчитывают от 160 до 300 раритетов.Имея в распоряжении четыре огромных выставочных пространства (по количеству этажей), было бы логично распределить все раритеты согласно некоему общему принципу. Создатели музея это прекрасно понимали, и теперь на территории музея функционирует, по сути, четыре отдельных выставки, каждую из которых можно назвать роскошной. Уверен, что даже считающие себя поклонниками автомобильной истории сделают здесь немало открытий. Первый этаж музея целиком отдан эпохе становления автомобилизма: здесь правят бал «самобеглые коляски» девятнадцатого века, роскошные лимузины и грузовички-трудяги начала века двадцатого и машины, определившие, по сути, облик современного автомобиля. Встречает гостей трицикл Карла Бенца, по праву носящий титул первого бензинового автомобиля в истории. Конечно, это не оригинал, но вполне убедительная копия. А буквально через пару десятков шагов — шикарный Delaunay-Belleville, считавшийся в 1910 году вершиной развития современного автопрома. Возможно, именно за это французскую марку ценил и уважал последний русский царь Николай II. И здесь же — один из первых «Роллс-Ройсов», поклонником которых был, как известно, первый лидер Советского государства. Вообще, автомобилям первых лиц в музее уделено немало внимания, но об этом чуть позже. Пока же — великолепная коллекция роскошных «Кадиллаков», мощных и элегантных. V8, V12, V16 — это все не только спецификации двигателей, но и названия моделей. Тогда американцы предпочитали не играть словами, а со скромной гордостью вешать на радиаторные решетки самое главное — количество могучих цилиндров под капотом. И здесь же — двухместный открытый BMW DiXi, ставший первым официальным автомобилем популярнейшей баварской марки: уже скоро ему исполнится ровно сто лет. Кажется, он способен легко поместиться в грузовом отсеке того самого «Кадиллака»… Первый этаж музея вполне годится для самообразования, ибо здесь, среди всего прочего, собраны и осколки ушедшей эпохи — образцы марок, безвозвратно ушедших в историю и сейчас практически неизвестных. Сюда можно идти просто ради того, чтобы полюбоваться на уникальное собрание экзотических, невиданных маскотов — так называются фигурки, украшающие автомобильные капоты. В свое время для их создания автопроизводители приглашали именитых скульпторов. А на выходе из первого зала скромно притулился Ford AA — автомобиль, ставший основой для всей модельной линии отечественного Горьковского автозавода и своеобразным мостиком ко второй части экспозиции музея. На втором этаже собраны образцы советского автопрома из эпохи его начала, и, несмотря на то, что этот период истории потенциальному посетителю более знаком, создатели музея заготовили несколько сюрпризов. Как вам, например, одна из первых советских пожарных машин, пикап на базе знаменитой «эмки» или «Москвич-400» с деревянным кузовом? Кроме того, именно на этом этаже начинается показ масштабной коллекции правительственных лимузинов — от «ЗиСов» до «Чаек». И особняком в этом ряду стоит личный лимузин Никиты Хрущева, построенный по особому заказу. ЗиС-110П специально для ценителя сельского хозяйства снабдили системой полного привода и деталями трансмиссии от грузовика, но при этом оснастили откидным верхом. На третий этаж музея я специально свожу свою дочь, чтобы показать, с каких машин начиналось мое автомобильное детство и на чем в свое время ездил ее дедушка — мой отец. Любой, чья биография началась в советское время, испытает на этом этаже нешуточный приступ ностальгии, ибо собраны здесь автомобили СССР второй половины XX века — от легендарной «копейки» и разномастных «Запорожцев» (да-да, есть и «горбатый», и «ушастый») до пресловутой «Чайки». К слову, видели ли вы когда-нибудь советский лимузин в кузове «универсал»? Будете в музее — непременно полюбуйтесь. Если же вам ближе что-то не такое пафосное, примерьте на себя мотоколяску СМЗ, получившую статус культового транспорта после фильма «Операция Ы». Есть у нового музея и четвертый этаж, который раскрывает перед неискушенным зрителем совершенно особую страницу — страницу из истории советского авто- и мотоспорта. Кто сейчас помнит, что на территории бывшего СССР серийно выпускали некий аналог тогдашних болидов «Формулы 1» под названием «формула Эстония»? Гоночные машины с открытыми колесами строили на Таллинском авторемонтном заводе, оснащая их двигателями от «Жигулей» и кузовами из стеклопластика. Кое-где в странах бывшего соцлагеря эти болиды до сих пор участвуют в гонках, а в Верхней Пышме можно воочию полюбоваться на уникальные спорткары. Собрана здесь и неплохая коллекция спортивных мотоциклов, построенных в Советском Союзе для разных типов мотогонок — от кросса до спидвея, а также имеется подборка двухколесных раритетов вековой давности именитых марок, включая легендарные Harley-Davidson и Indian. С какой бы стороны вы ни въезжали в Верхнюю Пышму, проехать мимо технического музея не получится. Не получится и не заметить новое здание с огромной надписью на фасаде «XX век АВТО», так что найти самый свежий музей региона проблемы не составит. Работает музей, как и вся остальная экспозиция, со среды по воскресенье с 10.00 до 18.00 (понедельник и вторник — санитарные дни). Единый билет на выставку военной техники и в автомобильный музей стоит для взрослых 200 рублей в будни и 250 в праздники и выходные, посещение только автомобильной выставки обойдется в 150 и 200 рублей соответственно. Имеются серьезные скидки для пенсионеров и студентов, а школьники заплатят всего 50 рублей. Весьма скромная цена за возможность своими глазами увидеть собрание механических редкостей, делающее честь не только Уралу, но и России в целом. И не надейтесь уложиться в час-другой — для вдумчивого осмотра всей экспозиции потребуется едва ли не целый день. Поговаривают, к слову, что выставка будет постепенно пополняться: имеющиеся площади, как и возможности создателей музея, это вполне позволяют. //www.uralweb.ru